Кривая Улыбка Чеширского ([info]leit) wrote,
@ 2008-02-20 11:36:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
В НЕБО ПО ТРУБЕ
Не люблю некрологи. Не терплю. Да и написали об этом уже многие, более чем уверен. Но на этот раз не могу не написать.
Умер Летов. Когда я услышал об этом, первой мыслью было: "Ну вот, сколько ж Егору было?" Оказалось - 43, всего на десять лет старше меня. Да нет, не в этом дело.
Однажды, году примерно в 1989, мой друг принес кассету. На ней, искаженный многократной перезаписью, орал, хрипел, неистовствовал чей-то голос, выкрикивая - именно выкрикивая - песни, подобных которым я до этого нигде и никогда не слушал. Часть слов была неразличима - но мы просиживали над магнитофоном, снова и снова перематывая кассету на начало и разбирая все до последнего. Так, словно это было откровение. Да что там, это и было откровение.
Это был альбом "Гражданской Обороны" - "Так закалялась сталь".

Сказать, что эти песни что-то изменили в жизни, было бы неправильно. Они ее взорвали. Мы с друзьями перестали быть теми, кем были, стали другими. По крупицам собирая всю информацию, ночами споря о том, кто же это - Летов, откуда он, что такое настоящий панк, КАК НАМ БЫТЬ? Тогда я впервые вдел в левое ухо серьгу, проколов мочку толстенной швейной иглой - именно как протест и вызов. И в первый раз огребся за это от гопников, но не снял. Потом таких случаев было несчетное количество. Но я и сейчас ношу серьгу, это никуда не делось. Потом, в Новосибирске, я познакомился с местными панками и - на какой-то кухне - с Янкой, тогда еще живой и даже вовсю веселой.
И слушал, слушал, слушал. Я знал наизусть все альбомы "Обороны", я рисовал на драных майках символы анархии и писал слово "ГрОб". Тогда казалось, что это - единственный путь. Мы печатали на древней пишмашинке анархические и контркультурные манифесты и расклеивали их на стенах домов. Главной задачей было - вызвать недоумение и испуг. Мы пробовали идти путем, услышанным в песнях. Мы учились думать.
Мы шлялись по улице с "ирокезами", выменивали солдатские ботинки и передавали друг другу кассеты "ГО", мы добывали распечатки и самопальные журналы типа "Контркультуры". Нас били, били, били, винтили на трассах и в чужих городах. Первый раз сходив автостопом, я перестал этого бояться, и после этого другие города сдвинулись для меня, став намного ближе. В Тюмени Ник Рок-н-Ролл и Юлька Стриганова подарили мне майку с портретом Летова, и на несколько лет, до своей полной ветхости, она стала практически моей второй кожей. Главное было - не говорить родителям, им не нужно было знать лишнего. Мы пели на кухнях общаг, и тогда песня "Все идет по плану" была для нас знаменем, а не злой насмешкой, которую сейчас можно услышать где попало от любого пьяного "пионера". Каждое слово несло Смысл и Текст.
Рядом с ветеринарным институтом в Омске был знаменитый музыкальный ларек, который снабжал весь город - "колыбель сибирского панка" - записями "Обороны", "Пик энд Клаксона", Янки, "Родины". Для меня это была "точка сборки", некий смысловой центр Сибири. Одно влекло за собой другое. Я познакомился с Манагером, Черным Лукичом, Ромычем Неумоевым и другими - их имена стояли рядом с Летовым, но всегда как бы чуть пониже.

Мир менялся. Когда умерла Янка, многие из нас винили в этом Летова, но даже это воспринималось как панк. Потом, в 1993 году Летов впервые открыто встал на защиту коммунистов. Многие панки не в силах были этого понять, многие отчаялись и называли Егора предателем. А я понял - потому что вспомнил строчку из песни: "Но при любом госстрое я - партизан, при любом режиме я - анархист".Он должен был так сделать, кто бы что ни говорил, иначе он сам потерял бы смысл. Еще одно из проявлений панка. Именно тогда песни "Обороны" стали терять для меня "боевой" смысл, превращаясь уже в некую философию, которой можно было следовать, а можно было идти своим путем. Окончательной точкой, шедевром стал альбом "Сто лет одиночества", хотя потом были и другие.

Но фундамент остался прежним. Я читал интервью Егора в которых он называл предателями других, тех, кто не с ним. Я видел, как Летов стоял на трибунах рядом с Анпиловым и Лимоновым. Но все это был уже не тот Летов, который ранним холодным утром восемьдесят девятого года вывернул мой мир наизнанку. Я уже ушел, и следил теперь за его творчеством с отстраненным понимающим интересом. Так, наверно, смотрит на своего Учителя бывший ученик, который досконально знает Учение, но думает о другом. Летов становился уже символом, в то же время оставаясь живым. Странное ощущение. В общем-то, это случилось тогда, когда его песни стали издавать на компакт-дисках массовыми тиражами, поскольку панк как Идея этого не терпит, мгновенно превращаясь в коммерцию. Хорошее качество, хороший звук. Не то. Приятно послушать иногда, вспомнить старое. Не то.

Теперь мир снова изменился - как будто в фильмоскопе со щелчком сдвинулся очередной кадр, на котором вроде бы, все то же самое, но есть отличия.
Как сказал вчера один мой друг: "Сначала Фидель Кастро сложил полномочия. А теперь и Летов - тоже сложил свои полномочия".
Именно так - сложил полномочия. Очень вовремя.



(29 comments) - (Post a new comment)


[info]pollka_tyumen
2008-02-20 04:50 am UTC (link)
спасибо

(Reply to this)

вовремя ушел, что тут скажешь?
[info]wvoldo
2008-02-20 05:17 am UTC (link)
Да...лучше так, чем как некоторые.

(Reply to this)


[info]mak_ilich
2008-02-20 05:27 am UTC (link)
Светлая память

(Reply to this)


[info]_sania_
2008-02-20 05:53 am UTC (link)
От твоих слов мурашки по коже.
Всегда сложно относилась к Летову, хотя быть может я просто боялась того, куда он мог меня привести.

Светлая ему память.

(Reply to this) (Thread)


[info]___flame___
2008-02-20 06:14 am UTC (link)
Да... я тоже как-то так, да и у меня уже был гуру - Цой...

(Reply to this) (Parent)


[info]v_oron
2008-02-20 06:12 am UTC (link)
Как похоже...
Спасибо, Лейт.
Будем помнить

(Reply to this)


[info]lucka_brazi
2008-02-20 06:32 am UTC (link)
вовремя только литературные герои умирают, а тут у нас жизнь...

(Reply to this) (Thread)


[info]leit
2008-02-20 07:36 am UTC (link)
Всё всегда вовремя.
Те, кто не вовремя - потом коптят небо и снимаются в ток-шоу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lucka_brazi
2008-02-20 08:36 am UTC (link)
Глядишь и Фидель снимется.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leit
2008-02-20 09:46 am UTC (link)
Нет. Он сейчас - вовремя. )

(Reply to this) (Parent)


[info]leit
2008-02-20 09:47 am UTC (link)
Кстати, он уже снялся, если можно так сказать. Есть документальный фильм Оливера Стоуна "В поисках Фиделя" (один из вариантов перевода). По сути, фильм - большое, талантливо снятое интервью.

Рекомендую.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lucka_brazi
2008-02-20 07:51 pm UTC (link)
Спасибо...

(Reply to this) (Parent)


[info]zzosenka
2008-02-20 10:44 pm UTC (link)
А оригинальное название?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leit
2008-02-21 03:15 am UTC (link)
Простое до невозможности. ))
Comandante.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]zzosenka
2008-02-21 08:18 am UTC (link)
И правда :-))
Нашла в муле, скачаю - посмотрю...

(Reply to this) (Parent)


[info]oldroader
2008-02-20 06:32 am UTC (link)
Хорошо сказал. Спасибо.

(Reply to this)


[info]bigimotoff
2008-02-20 07:41 am UTC (link)
Да, все вовремя. В свое время.

(Reply to this)


[info]vedma2006
2008-02-20 08:14 am UTC (link)
спасибо....

(Reply to this)


[info]magenta_13
2008-02-20 08:17 am UTC (link)
...

(Reply to this)


[info]angus_barker
2008-02-20 08:39 am UTC (link)
именно так

(Reply to this)


[info]vati_1978
2008-02-20 08:40 am UTC (link)
Хорошо сказал.
Сразу вспомнилось свое знакомство с песнями Летова...

(Reply to this)


[info]_hmh_
2008-02-20 09:45 am UTC (link)
сильно написал, хорошо написал

(Reply to this)


[info]mary_1983
2008-02-20 09:53 am UTC (link)
Когда я в первый раз услышала ГО, мне было 12 - и это тоже была кухня, магнитофон, неразбираемая кассета, ухо к динамику, "че-че он тут сказал?". А потом - лихорадочный поиск записей (и себя), расширение круга знакомых (и собственного мира), первые любови (лидер местной пост-панковской тусовки, "другая" музыка, алкоголь, курево, карандаш по тетрадке в школьном парке)... Все - под Летова. Даже наивное глотание димедрола в приступе саморазрушения от неразделенной страсти.
Сейчас хочется соприкасаться с кем-то головами - и петь, и вспоминать, и пить.
За упокой.

(Reply to this)


[info]q_s_behemoth
2008-02-20 05:01 pm UTC (link)
http://hybrid-skittle.livejournal.com/900213.html

(Reply to this) (Thread)


[info]leit
2008-02-21 03:18 am UTC (link)
Э, да тут все просто. ) Клинический идиот пишет о том, чего толком не знает. Это видно из глупого текста. Стараясь, естественно, "вбросить" посильнее. Но при этом показывает себя не более чем мелким шакалёнком.
Потому как никому не к чести воевать с мёртвыми-то.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]q_s_behemoth
2008-02-21 04:27 am UTC (link)
У меня сложилось другое впечатление. Вовсе человек не воюет с мертвым, напротив, следует духу его творчества в оценке события. В конце концов творчество Летова осталось с нами, верно? А жив он или мертв - не так уж важно

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]leit
2008-02-21 04:43 am UTC (link)
Он, скажем так, нахватался какого-то не того "духа".

(Reply to this) (Parent)


[info]raen_j
2008-02-21 08:33 am UTC (link)
спасибо..

(Reply to this)


[info]gga
2008-02-21 09:54 am UTC (link)
:(.

(Reply to this)


(29 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…